
Они были участниками транснациональной организации, которая транспортировала кокаин между Германией, Нидерландами и РФ, с четырьмя сообщниками-россиянами. Часть контрабанды предназначалась российским депутатам.
Чикало и Близнюка преследуют за выполнение необходимых логистических операций для получения, упаковки, транспортировки и хранения препарата. Чикало обвиняется в том, что он укладывал наркотик в чемоданы, часть которых хранил по просьбе российского бизнесмена у себя дома, не зная о содержимом. Близнюку предъявлены обвинения как государственному должностному лицу, способному использовать свои контакты для того, чтобы избежать полицейский и таможенный контроль в международном аэропорту.
По словам Чикало в суде, другой фигурант дела Андрей Ковальчук, который был задержан в Германии и доставлен в Москву, предлагал ему участвовать в отправке неких чемоданов на РФ, но он отказался. Близнюк не стал давать показания по делу. На следующем заседании, которое запланировано на 25 февраля, пройдет допрос свидетелей.
В феврале 2018 года во время спецоперации в Аргентине задержали шесть человек, которые сумели спрятать 400 килограммов кокаина на территории российского посольства в Буэнос-Айресе. Везти его дальше злоумышленники планировали дипломатической почтой. Для перевозки груза использовали самолет специального летного отряда “Россия”, на котором летает секретарь Совета безопасности РФ Патрушев.
По делу были арестованы шесть человек, в том числе три сообщника контрабандистов на РФ. Предполагаемый организатор поставок кокаина Андрей Ковальчук был задержан в Германии и выдан России.
В показаниях бывшего командира одной из частей Внутренних войск МВД Михаила Казанцева есть фрагмент об адресатах части партии наркотика. По его словам, в 2018 году Ковальчук в ходе телефонного общения затронул тему задержания его знакомых и настаивал, что должен был организовать поставку груза из Аргентины на РФ. При этом Ковальчук подтвердил, что в чемоданах находился кокаин, часть которого предназначалась для депутатов госдумы РФ и членов совфеда.
Несмотря на эти свидетельства, российское следствие не стало устанавливать адресатов аргентинской партии, хотя спецслужбы могли бы проследить дальнейший путь прибывших в Москву чемоданов, оборудованных GPS-трекерами.
В материалах уголовного дела указан также голландский номер мобильного телефона предполагаемого получателя груза, а из телефонных переговоров организаторов поставки следует, что Россия не была конечной точкой груза и фигуранты дела несколько раз оплачивали дорогостоящие полеты, чтобы доставить его напрямую в Европу.
Эти попытки намеренно пресекались российскими силовиками – по мнению авторов исследования, для того, чтобы сохранить дело в своей юрисдикции и не обращаться к европейским коллегам.

В силовых структурах отмечают, что 400 килограммов кокаина “нельзя просто взять и купить”, так как отношения с поставщиком такого товара выстраиваются долго. Договориться о сделке Ковальчук смог бы, будучи частью более крупной группировки контрабандистов. Сам Ковальчук после возбуждения уголовного дела рассказал журналистам, что был агентом российских спецслужб, и принимал участие в операции по оккупации Россией украинского Крыма в 2014 году, за что был награжден медалью.
Также он утверждал, что его кураторами были заместитель директора консульского департамента МИДа Александр Незимов и главный советник латиноамериканского департамента МИДа Петр Польщиков, который был найден мертвым в Москве через три недели после обнаружения кокаина в российском посольстве.