ruslanviktorov (ruslanviktorov) wrote in svobodu_narodam,
ruslanviktorov
ruslanviktorov
svobodu_narodam

Category:

Вокзалы Украины и России, сравнение



Во время последнего нашего путешествия в Украину и обратно, на первые майские праздники, мы довольно часто путешествовали на поездах, поэтому я решил сделать небольшой пост сравнения нескольких вокзалов и привокзальных площадей, так сказать, чтобы почувствовали разницу. Про Курский вокзал я специально умолчу, я думаю большая часть моих читателей знает и видела самый убогий и не красивый вокзал столицы, хорошо, что его закрыли "Атриумом". На заглавном фото главное здание вокзала в Харькове.

Read the post in English

Одна из живописнейших площадей Харькова, как говорят местные жители, я лично не заметил тут ни бомжей, ни алкашни, все чисто и ухоженно, не создается впечатления, что ты около вокзала. С весны до осени тут клумбы пестрят цветами, шумит фонтан, который, в летний знойный полдень, даёт глоток свежести и вселяет радость в харьковчан и приезжих пассажиров вокзала.

Формирование площади завершилось в конце 60-х годов ХIХ века одновременно с открытием Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Сейчас, глядя на величественные здания, фонтаны, цветники, трудно поверить, что когда-то на этом месте (так называемой Архиерейской леваде) было не просыхающее болото. Здесь и был сооружен в 1869 году архитектором А. Тоном первый из харьковских вокзалов. Однако со временем возникла необходимость реконструкции для разгрузки пассажирских потоков, прибывавших по Балашовской железной дороге. Перестройка и модернизация вокзала были начаты в 1896-1901 годах по проекту архитектора И. Загоскина и завершены архитектором Ю. Цауне.



Оригинальность харьковского вокзала заключалась в том, что группа протяженных корпусов была выстроена вдоль проходящих поездных составов (береговой тип), в то же время на торец здания ориентировались четыре железнодорожных ветки, куда прибывали поезда, для которых город был станцией конечного назначения (тупиковый тип). Здание вокзала представляло собой сложный комплекс из двух Г-образных помещений, место соединения которых закреплял большой зал, увенчанный куполом. Вокзал был одним из самых больших в Российской империи - он имел семь крытых платформ. Однако, по мнению авторов путеводителя 1915 года, здание было не очень удобным: возникали трудности разделения прибывающих и убывающих пассажиров, т. к. выходы для них были общими. В основу планировки Привокзальной площади был положен принцип разделения. Массивное здание Управления ЮЖД делит площадь на соответствующие зоны: для отправления - перед входом в здание вокзала, для прибытия - со стороны улицы Полтавский Шлях.

Главное здание вокзала, сегодня обрамляющее по всей длине западную сторону площади, сменило разрушенный в войну 1941-1945 годов старый харьковский вокзал "Южный".



Его основная часть сооружена в 1952 году в характерном для того времени стиле: башнеобразные объемы, торжественный характер, десятиколонный портик. Особую нарядность ему придают отделка естественным камнем, бронзовым литьем, керамикой, архитектурной лепкой с использованием украинского орнамента.

Посередине Привокзальной площади расположено монументальное здание в стиле неоклассицизма - Управление Южных железных дорог.



Его строительство было необходимо: до этого времени Центральное управление дороги размещалось в 19 наемных домах, что очень мешало слаженной работе отделов, - дорога была громадным хозяйством с дневным оборотом 62 млн. рублей.

Управление ЮЖД стало одним из самых крупных зданий дореволюционного города. Четыре шестиэтажных корпуса с односторонними коридорами и рабочими комнатами обращались к площади и улице Александровской (ныне Красноармейская). Внутри еще два продольных и один поперечный корпус, в котором размещались зальные помещения. Полезная площадь - более 30 тыс. кв. м с шестью внутренними дворами. Углы зданий скруглены в плане и завершены пологими куполами, а главный вход выделен спаренными колоннами и крупными арками. В особом корпусе был сооружен архив, выполненный из несгораемых металлоконструкций, на строительство которого ушло около 15 млн. шт. кирпича. Здание и сейчас восхищает своими пропорциями и размахом постройки.

С севера Привокзальную площадь замыкает здание бывшего Главпочтамта (отделение связи № 52).



Интересно, что ранее это место упоминалось в планах для сооружения здания Госпрома. Построено здание тоже по конкурсному проекту, в стиле конструктивизма с применением железобетонных конструкций, плоских крыш и ленточных окон. Динамизм композиции, функциональность здания обеспечили почтамту наряду со зданием Госпрома мировую известность.

20 марта 2013 года на Привокзальной площади установили "нулевой километр"



- символическую точку отсчета Южной магистрали. Это металлический круг с изображением розы ветров. Таким образом железнодорожники откликнулись на предложение Харьковского городского союза ветеранов Великой Отечественной войны и наследников воинов 57-й армии.

"Нулевой километр" - точка отсчета всех дорожных расстояний. Традиционно ее устанавливают неподалеку от Главпочтамта.

Перемещаемся в Белгород.



Станция II класса Белгород была введена в эксплуатацию в 1869 году в составе строящейся Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Пассажирское и товарное движение по линии Курск — Харьков было открыто 6 июля 1869 года, к моменту открытия на станции Белгород было паровозное депо, водокачка, пассажирская и товарные платформы. Постройка здания железнодорожного вокзала была завершена в 1870 году.

В 1896 году было открыта железнодорожная ветка Белгород — Волчанск, которая в 1901 году была продлена до Купянска. В результате станция Белгород стала узловой. В том же 1901 году была введена в эксплуатацию частная Белгород-Сумская железная дорога, для обслуживания которой была построена станция Белгород-Сумской.

В 1904 году Белгород посетил Император Николай II, местом торжественной встречи послужило здание вокзал станции Белгород.



В 1908—1911 годах, в связи с возросшим пассажиропотоком, была произведена масштабная реконструкция вокзала, были пристроены дополнительные одноэтажные крылья. Количество пролётов с левой и правой стороны было увеличено с трёх до шести. Здание вокзала было одним из немногих, уцелевших во время гражданской войны.

Во время Великой Отечественной войны вокзал был разрушен. В послевоенные годы под руководством Героя Социалистического Труда М.Л. Бондаренко инфраструктура станции была полностью восстановлена и было построено новое здание вокзала в 1949 году, снесённое в конце 70-х.


1976год

В 1982 году магистраль Курск — Белгород электрифицирована на постоянном токе.

В 1982 году было построено современное здание железнодорожного вокзала.

В 1992 году, после распада СССР, Белгородское отделение Южной железной дороги перешло в подчинение Юго-Восточной железной дороги.





В 2008 была начата масштабная реконструкция вокзала станции Белгород, в 2010 году РЖД инвестировало в этот проект 8 миллионов рублей. Как всегда сделали убожество. Отправление некоторых фирменных поездов сопровождается исполнением «Прощания славянки».

И последний на сегодня вокзал это вокзал в Днепре.



Станция расположена в центре города на правом берегу реки Днепр. Рядом с вокзалом расположена станция метро «Вокзальная», но о метро попозже расскажу.



Станция открыта в 1884 году под названием Екатеринослав. Следует сказать, что станция с таким названием существовала на левом берегу Днепра ещё с 1873 года.

Екатеринослáв — так называлась вначале станция Нижнеднепровск, относящаяся тогда к Лозово-Севастопольской железной дороге. Она была единственной, которая обслуживала губернский центр и поэтому получила от него своё название.

Когда же была построена железнодорожная магистраль от станции Долинская до Екатеринослава, а на правом берегу были сооружены здание вокзала и служебные станционные постройки, то новая станция получила название Екатеринослав, а имевшая такое же название, была переименована на станцию Нижнеднепровск — по месту своего расположения.



20 июля 1926 года Постановлением Президиума ЦИК СССР город и станция Екатеринослав была переименована в Днепропетровск.

Во время Второй мировой войны здание вокзала было разрушено, и на его месте по проекту архитектора А. Н. Душкина в 1951 году возведено здание нового вокзала.

Если стоять к вокзалу спиной, то слева видим пятиэтажный жилой дом, плавно заворачивающийся на углу с центральным проспектом (пл. Петровского, 2)...



...а справа – симметричный ему дом на пл. Петровского, 1.



B ходе борьбы хрущевского правительства с "архитектурными излишествами" этот дом потерял красивый шпиль. А напротив на торце площади возвышается замыкающий ее композицию семиэтажный жилой дом на 69 квартир (архитектор В. А. Зуев). Именно за это здание авторский коллектив получил третью премию в том же 1956 г.

В 1966 г. Привокзальная площадь получила идеологически выверенное имя Ленинского комсомола. Однако носить его пришлось недолго – уже в 1976 г. ее переименовали в площадь Петровского. Произошло это в связи с установкой памятника деятелю, которого одни считают исторической личностью и патриотом, а другие демонизируют и приписывают ему организацию Голодомора на Днепропетровщине. В ближайшие пару лет тут будет проводится широкая реконструкция, в интернете даже можно посмотреть проект.

А какой вам больше всего понравился вокзал?

Tags: Белгородщина, Дніпро, Россия, Харків, Харківщина, Харьков, вокзалы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment